ЕВРОПЕЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Печать

ЕВРОПЕЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

 

Обзор

 

Система европейских железных дорог совсем не похожа на российскую. Причиной этому - короткие европейские расстояния, благодаря которым большинство поездок укладывается в несколько часов.

 

Эти же короткие расстояния служат причиной тому, что поезда превратились в Европе из средства дальних путешествий в повседневный транспорт. Для европейца нормально ездить поездом каждый день в соседний город на работу, или отправиться вечером за покупками, на концерт или футбольный матч. На такие локальные поездки приходится в большинстве европейских стран 80-90 процентов пассажиропотока железных дорог. И лишь оставшиеся 10-20 процентов - это привычные нам дальние путешествия.

 

Впрочем, даже самые крупные европейские страны поезд пересекает за полдня или за ночь. Так что дальней поездкой в Европе считается уже переезд длиной в пару часов. Соответственно, и рейсы поездов дальнего следования длятся там максимум до 10-15 часов. Часто бывает и просто час-другой. Поезда с маршрутами длиной в сутки встречаются только на юге Восточной Европы, где ситуация более приближена к российской.

 

Из-за всего этого подавляющее большинство поездов ходят только днем. Все вагоны в дневных поездах сидячие, и обычно устроены по принципу самолетного салона. Но бывают и разделены на купе или отсеки. Вагонных проводников в дневных поездах нет, весь состав обслуживают один-два кондуктора, проверяющих билеты, а в большинстве случаев и продающие их. Они же следят за посадкой-высадкой пассажиров на станциях, дают свистком сигнал к отправлению, и закрывают двери вагонов. А вот открывать двери пассажиры обычно должны сами.

 

Существуют вагоны первого и второго класса. Обычно в первом классе в ряду три сиденья, а во втором - четыре. Класс вагона обозначен большой цифрой у входной двери, а часто и внутри вагона. Бывает, что вагон состоит из двух отсеков разных классов. Первый класс дороже второго на 30-50 процентов, но вряд ли стоит этих денег. Почти все пассажиры путешествуют вполне комфортабельным вторым классом. В некоторых странах классы именуются по-другому, например, бизнес и стандартным. Изредка в высокоскоростных поездах встречается более сложная система из трех классов.

 

Кроме того, существует разделение на курящий и некурящий отсеки. Некурящих мест обычно в несколько раз больше. Выбирая отсек, следует иметь в виду, что в курящем часто гораздо меньше народу, и можно занять более удобные места. И совсем не обязательно, что все его обитатели будут курильщиками. Курение в тамбурах, коридорах и туалетах запрещено.

 

Обычно пассажиры покупают просто билет или многоразовый проездной без бронирования определенного места, и после посадки садятся на первое попавшееся, как в метро. Но если вы хотите гарантировать себе место, то зарезервировать его можно за дополнительную плату в 2-3 евро. На некоторых рейсах резервирование места обязательно.

 

Ночные поезда состоят, как правило, из трех типов вагонов. Сидячие вагоны в ночных поездах бывают обычно только второго класса. В большинстве стран Европы они разделены на купе по шесть (иногда восемь) мест в каждом. Однако в ряде стран никакого разделения нет, ходят стандартные вагоны с открытыми салонами. Иногда они снабжаются специальными откидывающимися креслами.

 

Следующий тип "ночных" вагонов - кушеточный. Он обозначается нарисованной у входной двери кушеткой. Это аналог нашего купе, только более распространенным вариантом являются все же не четыре, а шесть полок - по три с каждой стороны. Таким образом, когда на средней полке кто-то спит, сидеть на нижней невозможно. Для проезда в таком вагоне надо заранее зарезервировать кушетку. Стоит это 10-20 евро (иногда до 25-30) дополнительно к цене билета в Западной Европе, и значительно дешевле в Восточной (иногда всего 2 евро). Перейти в кушеточный вагон уже в поезде нельзя. Проводник здесь есть в каждом вагоне, он собирает билеты и возвращает их перед прибытием поезда на станцию назначения. В случае, когда поезд пересекает границу, он собирает и паспорта, чтобы не беспокоить пассажиров при пограничном контроле.

 

То же самое относится к третьему типу ночных вагонов - спальным. Они поделены на одно- и двухместные спальни. Довольно часто встречаются и трехместные. Здесь доплата за место уже довольно значительна - в среднем 40-60 евро за двухместную, и значительно больше за одноместную, цена за которую иногда может доходить до 200 евро. Впрочем, если в поезде есть трехместные спальни, они стоят приблизительно 25-40 евро, а порой и вовсе 15. Еще дешевле проезд в Восточной и Южной Европе. Спальный вагон обозначается нарисованной у входной двери кроватью.

 

Европейские поезда останавливаются довольно часто, и редко какой поезд идет час-два без остановок. Зато сами остановки очень короткие. Даже на крупных станциях поезда стоят всего две-три минуты, а если нужно поменять направление движения - 5-7 минут. Поэтому выходить на станциях для прогулок или покупок бессмысленно. Еду и питье приходится брать с собой заранее или покупать в вагоне-ресторане. Удовольствие недешевое - в поезде чашка чая обойдется вам в среднем в два-три евро.

 

Более продолжительные остановки бывают только в том случае, если к поезду прицепляют или отцепляют вагоны. Будьте внимательны - в пути поезд может делиться на две-три части, которые затем отправятся в разные стороны. В наибольшей степени это характерно для ночных поездов. Поэтому, садясь в поезд, обращайте внимание не только на номер пути, но и на маршрут данного конкретного вагона. Он указывается обычно на входной двери. Ту же осторожность стоит проявлять и в том случае, когда вы в пути следования решили перейти из одного вагона в другой.

 

Обычные для нас составы в 18-20 вагонов в Европе используются очень редко. Для удобства пассажиров европейцы делают составы короткими, в 5-10 вагонов, но гоняют их часто. Таким образом, рейсов получается гораздо больше. В густонаселенных странах бывает необязательно даже знать расписание - можно просто прийти на вокзал, и быть уверенным, что уедешь через 15-20 минут. В то же время короткие составы избавляют пассажиров от долгой беготни по платформе.

 

Как правило, в каждой стране основную часть перевозок выполняет одна государственная или полугосударственная компания. Помимо такой компании во многих странах существуют частные железнодорожные линии. Большинство этих линий имеют только местное значение и предназначены в основном для туристов. Особенно много их в горных районах. Билеты у таких частных компаний свои собственные, хотя большинство из них разрешают ездить по международным и национальным проездным, либо делают их владельцам скидку.

Дневные поезда

 

Все дневные поезда имеют только сидячие места. Обычно вагон дневного поезда похож на салон самолета, хотя бывает и разделен на купе или отсеки.

 

При самом общем взгляде можно выделить четыре типа поездов: пригородные, региональные, скорые и высокоскоростные. Практически во всех странах они делятся еще на несколько подтипов.

 

Пригородные поезда

 

Называются в каждой стране по-разному: S-Bahn (S) в немецкоязычных странах, Metropolitano (M) - в Италии, Cercanias - в Испании, S-Tog (S) в Дании, RER - в Париже, и т.д. В большинстве своем это электрички, иногда двухэтажные, хотя кое-где пригородный поезд может представать и в виде локомотива с вагонами, и в виде городского трамвая. Пригородные поезда служат связующим звеном между городским транспортом и железной дорогой. Как правило, обслуживают пригороды больших городов, но могут ходить и в соседние города. Частые остановки внутри города превращают электрички в самый быстрый вид городского транспорта. В центре городов нередко уходят под землю, образуя единую систему с городским метрополитеном. Тарифная система электричек обычно увязана с тарифами городского транспорта данного города, но действительны и обычные железнодорожные билеты. В нескольких европейских столицах электрички целиком принадлежат системе городского транспорта, и железнодорожные билеты в них не действительны. В ряде крупных городов электрички ходят также и ночью.

 

Региональные поезда

 

Обычно называются Regio или Regional (R, RB). Но в Нидерландах - Stoptrein, в Чехии и Словакии - Osobni (Os), на Балканах - Putnicki, и так далее. Кроме того, есть множество локальных названий, обычно связанных с особенностями или названием местности. Ходят практически по всем линиям, но продолжительность рейса обычно не превышает двух-трех часов. Останавливаются практически в каждом населенном пункте, а в больших городах по несколько раз. Внутри обычно похожи на электрички.

 

Во многих странах существуют также региональные экспрессы RegioExpress (RE, IRE, RX, TER). В Австрии они называются Eilzug (E), в Чехии и Словакии - Spesny (Sp), в Италии - Diretto и так далее. От обычных региональных поездов отличаются числом остановок, которых делают в несколько раз меньше. В больших городах останавливаются только на главных вокзалах.

 

Скорые поезда

 

Называются везде по-разному. Schnellzug (D) в немецкоязычных странах, Sneltrein в Нидерландах, Rychlik (R) в Чехии и Словакии, Diurno в Испании, Rapido в Португалии, а в некоторых странах просто Express. Кроме того, в большинстве стран Западной Европы существует сеть межрегиональных скорых поездов InterRegio (IR). Все эти поезда останавливаются только в крупных и средних городах, могут пересекать всю страну и даже несколько стран. Салон может быть поделен на купе по шесть-восемь мест. Обычно скорые поезда имеют в своем составе вагон-ресторан или буфет.

 

Особняком стоят так называемые качественные скорые поезда - InterCity (IC) и EuroCity (EC). Это высшая по скорости и комфорту категория скорых поездов. Обычно поезда ЕС являются международными, а поезда IC - внутренними, хотя бывают и исключения.

 

Требования к международным поездам EuroCity включают обязательное следование на максимальной разрешенной на данном участке скорости, среднюю скорость не ниже 90 км/ч (считая и остановки), остановки не длиннее трех минут, и прочее. Требования к поездам InterCity в каждой стране свои, но от международных они мало отличаются.

 

В странах Восточной и Южной Европы, а также в Финляндии и Германии за использование поездов IC и EC нужно доплачивать дополнительно к основному тарифу. Некоторые страны вводят свои разновидности качественных поездов - например, SuperCity (SC) в Чехии, InterNord (IN) - в Норвегии, InterCityRapid - в Венгрии, InterCityExpres - в Румынии.

 

Высокоскоростные поезда

 

Как правило, это комфортабельные ракетовидные экспрессы, достигающие скоростей в 200-300 километров в час. Вернее, способные достигать таких скоростей. Ибо значительная часть маршрутов скоростников пока проходит по трассам, не приспособленным для скоростного движения. На этих участках их скорость не превышает скорость обычных скорых поездов. Выбирая для поездки скоростник, проверьте по расписанию, действительно ли вы выиграете во времени по сравнению с другими поездами. Скоростники обычно стоят несколько дороже обычных поездов. Они часто оборудованы телевизорами, телефонами, розетками для ноутбуков, аудиосистемами и тому подобными приспособлениями.

 

Многие типы этих экспрессов развились в мощные национальные системы, охватывающие большинство внутренних магистральных линий. К ним относятся:

TGV (Франция)

InterCityExpress (ICE, Германия)

Eurostar Italia (ES, Италия)

High Speed Train (HST, Великобритания)

X2000 (X2, Швеция)

Signatur (Норвегия)

 

При этом отдельные рейсы выполняются и за рубеж. Скажем, французские TGV заходят в Бельгию и Швейцарию, немецкие ICE - в Нидерланды, Швейцарию и Австрию, шведские X2 - в Данию.

 

Некоторые типы скоростников обслуживают только определенные линии. Испания, например, не имеет средств для создания собственного высокоскоростного продукта, и потому выпускает на отдельные линии различные составы, изготовленные в сотрудничестве с другими странами. А финские, словенские и португальские скоростники изготовлены в Италии. Итак, поезда, курсирующие только по отдельным маршрутам:

 

Euromed (Барселона - Валенсия - Аликанте)

AVE (Мадрид - Севилья)

Alaris (Мадрид - Валенсия - Кастельон)

Talgo 200 (Мадрид - Малага, Мадрид - Кадис, Мадрид - Хуэльва)

Arco (Порт-Буа - Валенсия, Барселона - Аликанте - Мурсия)

Metropolitan (Кельн - Гамбург)

InterCitySlovenia (ICS, Любляна - Марибор)

ALFA (Лиссабон - Порту)

Pendolino (P, Хельсинки - Турку и Хельсинки - Ювяскюля)

 

Кроме того, существуют международные скоростные системы. Наиболее известна из них Eurostar, поезда которой ходят по туннелю под Ла-Маншем из Лондона в Париж и Брюссель. Стремительно развивается система поездов Thalys, соединяющая Францию и Бельгию как между собой, так и с Нидерландами, Германией и Швейцарией. Наконец, поезда Cisalpino ходят из Италии в Швейцарию и Германию.

 

В некоторых странах есть практически все из упомянутых типов поездов. Например, в Германии типов поездов больше десятка: пригородные (S-Bahn), региональные (SE, RB, RE и IRE), скорые (IR, D, IC и EC) и высокоскоростные (ICE и Metropolitan). А вот в соседних Нидерландах спокойно обходятся тремя: региональными (Stoptrein) и скорыми (Sneltrein и IC).

 

Выбирая поезд, старайтесь найти оптимальное соотношение цены и качества. Скоростники лучше использовать для дальних поездок продолжительностью по крайней мере в пару часов. На коротких расстояниях выигрыш составит всего ничего, так что и переплачивать незачем. Оптимально использовать скоростники во Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, иногда в Германии и Италии. Кстати, только в Швейцарии и Австрии поездка на скоростнике не будет означать для вас лишних расходов по сравнению с обычными поездами.

 

Следует иметь в виду, что одно и то же название может означать в различных странах разные уровни поездов. Например, в Италии InterRegio по своей сути относится скорее к региональным, чем к скорым поездам. Поэтому иногда титул поезда при пересечении государственной границы меняется прямо в пути следования. Скорый швейцарский InterRegio, приехав в Италию, вдруг становится InterCity. А, скажем, бельгийский InterCity на немецкой территории превращается в скорый поезд D, поскольку не соответствует немецким стандартам для поездов InterCity.

 

Кроме того, конкретные рейсы многих скорых и высокоскоростных поездов имеют еще и собственные названия вроде "Франц Лист", "Бодензее", "Бертольд Брехт". Никакого практического смысла эти названия не несут, и существуют в основном для красоты.

График движения дневных поездов

 

График движения поездов

 

Частота движения поездов в каждой стране своя. Зависит она главным образом от густонаселенности и степени экономического развития страны.

 

Наиболее развитые страны используют обычно часовой или двухчасовой интервал движения поездов на маршрутах дальнего следования. Еще интенсивней ходят региональные и пригородные поезда. Интервал движения пригородных поездов варьируется, как правило, от 10 до 30 минут. Интервал региональных - от получаса до двух часов.

 

Разумеется, что на большинстве участков ходят поезда нескольких маршрутов, как дальнего сообщения, так и местного. Таким образом, реальный интервал движения на многих магистральных линиях составляет полчаса или даже десять-пятнадцать минут. Скажем, уехать из Дюссельдорфа во Франкфурт можно два-три раза в час, в Дортмунд - шесть раз в час, в Дуйсбург - девять! При более далеких поездках, например, в Мюнхен или Берлин, можно рассчитывать на один-два рейса каждый час.

 

Подобный плотный график движения поездов характерен для Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Италии, Великобритании, Чехии, Венгрии, Польши. Постепенно на похожий ритм переходит Франция.

 

В других странах - Швеции, Финляндии, Норвегии, Испании, Португалии, Словакии, - такое напряженное движение существует только в густонаселенных районах возле их столиц. В остальном магистральное движение неритмично либо ритм составляет два-три часа. А в некоторых балканских странах и в Греции железные дороги вообще не основной, а вспомогательный транспорт, и поезда там можно ждать часами.

 

Во время утреннего и вечернего часа пик пригородные и региональные поезда ходят раза в полтора-два чаще. Во многих странах увеличивается число рейсов и поездов дальнего следования.

 

Пик дальних перевозок приходится на вторую половину дня пятницы, когда назначается много дополнительных рейсов для пассажиров, которые возвращаются домой после рабочей недели в другом городе либо едут куда-то на выходные. Меньше всего поездов ходит в субботу и воскресенье. Вечером в воскресенье и утром в понедельник также можно ожидать дополнительных поездов.

 

В туристических районах существует заметная разница между числом поездов во время туристического сезона и вне его. Летом значительно увеличивается число поездов в Италии, Испании, Франции, и на специальных туристических линиях. Во время праздников многие поезда отменяются, например, на Рождество или Пасху.

 

Во время каких-либо значительных событий назначаются специальные поезда. Они работают во время выставок, праздников, карнавалов, до и после футбольных матчей. При назначении таких рейсов на вокзалах вывешивают объявления.

 

Поезда обычно соблюдают расписание, или незначительно отклоняются от него. Длительные задержки характерны для стран Восточной Европы (впрочем, и там опоздания не являются правилом). Практически не бывает опозданий поездов в Швейцарии и Австрии. В некоторых странах при опоздании поезда пассажиры имеют право на компенсацию части стоимости билета.

 

Пересадки

 

Часто бывает, что добраться прямым поездом до пункта назначения нельзя. Либо такого поезда нет в природе, либо он ходит в неудобное время, либо он слишком дорогой или не соответствует вашему билету. Тогда приходится делать пересадку, а иногда и не одну. Страшного в этом ничего нет, в Европе пересадки совершаются просто и быстро.

 

Допустимым временем для пересадки в Западной Европе считается даже срок в три-четыре минуты. Более того, очень часто расписания специально составляются именно с расчетом на пересадку в течение столь краткого времени. Это считается нормальным, и ни у кого не вызывает паники. Впрочем, чаще все же в запасе остается больше времени - обычно десять-двадцать минут. В Восточной и Южной Европе пересадка может занимать часы.

 

Итак, если времени на пересадку у вас немного, подготовьтесь к ней заранее. Узнайте у кондуктора, на какой путь прибывает поезд, в котором вы едете, и с какого пути отправится поезд, на который вам нужно пересесть. И постарайтесь первым выйти из вагона, особенно если у вас багаж.

 

Если же ваш первый поезд опаздывает, и вы не успеваете на пересадку, обратитесь к кондуктору. Он свяжется с диспетчером станции пересадки, и, вполне возможно, второй поезд задержат до прибытия вашего. Но это не всегда возможно. Например, никто не будет задерживать пригородный поезд, и наоборот, междугородный экспресс не станет ожидать прибытия пригородного. Вообще, задержки поездов для пересадки возможны только на небольшое время - до 15-20 минут, а на больший срок - только в случаях, когда других поездов не предвидится. Впрочем, обычно этих 15 минут бывает достаточно.

 

Если все же стыковка сорвалась, и у вас из-за этого возникли проблемы с билетом (например, закончился срок его действия или пропало зарезервированное во втором поезде место), обратитесь в кассу или справочное бюро станции пересадки. Вам продлят срок действия билета либо компенсируют потери. Иногда для этого надо представить доказательство того, что вы ехали в опоздавшем поезде, в виде отметки кондуктора.

Ночные поезда

 

Ночь в Европе отдана, в основном, грузовым перевозкам. Пассажирских поездов не так много. Как правило, по большинству направлений будет идти только один ночной поезд, иногда два. На каких-то линиях ночных поездов может и вообще не быть. Несколько ночных поездов по одному направлению - большая редкость, характерная разве что для Италии.

 

Большинство ночных поездов в Европе отправляется в путь после семи вечера и завершает маршрут к десяти - одиннадцати часам утра. Лишь изредка поезд начинает или заканчивает свой путь днем. И уж совсем редкостью является маршрут поезда длиной в сутки. Это бывает только на слаборазвитых и медленных дорогах балканских стран. Обычно же расписание стараются составить так, чтобы поезд уходил в десять-одиннадцать вечера и приходил в семь-восемь утра.

 

Ночные поезда делятся на два подвида - скорые и спальные.

 

Спальные поезда отличаются обычно более высоким уровнем комфорта, а также тем, что находятся в пути только с вечера до утра, и никогда не ходят днем. Спальный поезд делает две серии остановок - вечернюю и утреннюю. Вечером производится только посадка, утром только высадка пассажиров. Другие билеты просто не продаются. Ночью, примерно с полуночи до пяти-шести утра, ни сесть, ни выйти из спального поезда нельзя. Это сделано, чтобы не беспокоить спящих пассажиров. Все остановки, которые поезд делает в это время - технические. Спальные вагоны с купе на 1-3 человек в составе спального поезда есть всегда, а вот кушеточных или сидячих может и не быть. Впрочем, в большинстве поездов все же есть все типы ночных вагонов.

 

Резервирование места в спальных поездах обязательно. Ценовая система тут своя собственная, и не зависит от обычных тарифов на данном маршруте. Цены также не зависят от расстояния, или изменяются незначительно. Как правило, билеты стоят дороже, чем в скорых поездах. Впрочем, иногда бывает и дешевле. В спальных вагонах первого класса в цену билета включен завтрак. К спальным поездам относятся:

 

NachtZug (NZ, Германия). Ходят как между немецкими городами, так и из Германии в соседние страны. Специальная система тарифов, которые могут быть как выше, так и ниже регулярных. Большие молодежные скидки от 25 до 50 процентов.

CityNightLine (CNL, Швейцария-Германия). Ходят из Цюриха в Берлин, Дрезден, Дортмунд и Гамбург, а также из Дортмунда в Вену. Один из самых модерновых поездов Европы. Молодежная скидка 30 процентов. В этом поезде завтрак подается всем пассажирам независимо от типа вагона.

Artesia de Nuit (Франция). Ходит из Парижа в Милан, Рим, Флоренцию и Венецию. Сидячих мест нет.

Trenhotel (Talgo Trans Pyrenees) (Испания). Ходят из Барселоны в Париж, Милан и Цюрих, а также из Мадрида в Париж и Лиссабон. Специальная система позволяет им переходить с широкой испанской колеи на узкую европейскую по ходу движения, без смены колесных тележек. Сидячие места есть только в лиссабонском, цюрихском и миланском составах.

Caledonian Sleeper (Великобритания). Ходят из Лондона в города Шотландии. Кушеточных мест нет. Резервирование сидячих мест не обязательно.

Pociag Hotelowe (Польша). Ходят по трем маршрутам внутри Польши. Сидячих вагонов нет.

 

Тарифы некоторых спальных поездов в евро:

Поезд Маршрут       Сидячее место          Кушетка в купе:

в 6-местном в 4-местном     Место в спальне:

3-местн. 2-местн. 1-местн. люкс

NachtZug      Берлин - Париж       111      125      130      142      159      263      - - -

NachtZug      Берлин - Амстердам           97        112      115      125      140      232      - - -

NachtZug      Копенгаген - Мюнхен         123      139      - - -      - - -      178      - - -      - - -

NachtZug      Прага - Дортмунд   103      116      119      133      149      246      - - -

NachtZug      Мюнхен - Берлин     80        - - -      93 (2-местн.)  - - -      125      - - -      212

TrenHotel       Мадрид - Барселона           39        - - -      58        - - -      78        116      154

TrenHotel       Барселона - Севилья           63        - - -      66        - - -      85        124      167

TrenHotel       Валенсия - Кордоба 37        - - -      56        - - -      76        114      151

TrenHotel       Мадрид - Париж     - - -      - - -      111      - - -      191      276      318

TrenHotel       Барселона - Милан  91        - - -      111      - - -      172      239      280

TrenHotel       Лиссабон - Мадрид 46        - - -      65        - - -      85        123      165

CNL    Любой маршрут CNL         76        89        96        - - -      135      198      255

Caled.Sl.         Лондон - Глазго       80        - - -      - - -      - - -      137      175      - - -

PHotelowe     Варшава - Щецин    - - -      23        26        31        50        82        - - -

 

 

Владельцы железнодорожных проездных платят в спальных поездах доплату - она может быть и незначительной, и весьма существенной.

 

Скорые ночные поезда останавливаются всю ночь, и ехать в них можно с любой станции и до любой станции. Обычно в скором ночном поезде есть все типы ночных вагонов, хотя в некоторых странах отсутствуют кушеточные вагоны. В скорых поездах применяются обычные тарифы, и могут быть использованы обычные билеты. Резервирование сидячего места обязательно только в Скандинавии, Испании и Португалии.

 

Во многих странах ночные скорые поезда называются так же, как и дневные скорые - Schnellzug (D) в немецкоязычных странах, Rychlik в Чехии и Словакии, Rapido в Португалии, Express в некоторых других странах. Но есть и особые названия для скорых ночных поездов - Espresso (E) в Италии, Estrella (*) в Испании.

 

EuroNight. Особняком стоят поезда системы EuroNight (EN). Это в большинстве своем международные поезда, связывающие города Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии и некоторых других стран.

 

С поездами EN существует большая путаница. Дело в том, что железнодорожная администрация каждой страны вкладывает в понятие "поезд EuroNight" свой собственный смысл. Он может быть обычным скорым поездом, а может быть и спальным. Соответственно, обязательное резервирование в нем может быть, а может и не быть. Могут использоваться обычные билеты, а могут и особые. Более того, при пересечении государственных границ поезд может менять свое имя. В одной стране он называется EuroNight, а в другой - просто скорым поездом. Кроме того, многие спальные поезда (например, Artesia, NachtZug, Talgo, Trenhotel) часто именуются EuroNight в расписаниях, изданных в других странах.

 

Проблем не должно быть, если вы путешествуете на EN в пределах Австрии, Швейцарии, Германии, Бельгии и Нидерландов. В этих странах EuroNight приравнен к скорым поездам, резервирование сидячих мест не обязательно, используются обычные билеты без доплаты. В других странах следует узнать условия поездки до посадки в поезд, поскольку обычно существует небольшая доплата. То же самое относится к итальянским внутренним поездам InterCityNotte (ICN).

 

Если вы едете в ночном поезде в сидячем вагоне, будьте внимательны при посадке или переходе в другой вагон в пути следования. Приблизительно половина ночных поездов в Европе состоит из нескольких частей, следующих в разные города. Посреди ночи такой поезд либо просто разделяется на части, либо обменивается вагонами с другими поездами.

 

К примеру, из Вены каждый вечер отправляется поезд EuroNight, состоящий из двух частей - амстердамской и брюссельской. В то же время из Мюнхена отправляется скорый поезд (D), в котором также есть брюссельские и амстердамские вагоны. Ночью эти два состава съезжаются в Нюрнберге, перекомпоновываются, после чего все брюссельские вагоны продолжают свой путь в Бельгию, а все амстердамские - в Голландию. Что интересно, при этом в каждом из двух новых составов вагоны, прибывшие из Вены, продолжают называться EuroNight, а прибывшие из Мюнхена - D.

 

Другой пример. В тот же Нюрнберг ночью прибывает скорый поезд из Праги и делится на три части. Одна из них следует в Мюнхен, другая во Франкфурт, а третья - в Штутгарт. Более того, к каждой из этих частей дополнительно прицепляют нюрнбергские вагоны. В общем, внимательно читайте таблички на вагонах и не попадите в мюнхенский вагон вместо франкфуртского.

Ссылка на железные дороги некоторых стран  мира :  http://rw.travel.ru/rw_world/

 

Станционные расписания

 

Расписания поездов вывешиваются на станциях буквально на каждом углу - при входе, выходе, в кассовом зале, на платформах и в туннеле под ними. Расписания прибытия и отправления всегда отдельны. Обычно расписания отправления публикуются на желтой бумаге, а расписания прибытия - на белой.

 

Таким образом, поезд, для которого данная станция является промежуточной, попадет в оба этих расписания. При этом из расписания отправления нельзя узнать, откуда прибыл данный поезд, а из расписания прибытия - куда он дальше отправится, и отправится ли вообще.

 

Используются две основные системы составления расписаний. В большинстве стран Центральной и Западной Европы все поезда перечисляются подряд, по мере их отправления или прибытия. Почти всегда в таком расписании указываются все основные остановки данного поезда, а заодно и время прибытия на каждую из них. Такое перечисление может занимать несколько строк. (Если же это расписание прибытия, то перечисляются основные остановки, которые этот поезд прошел до прибытия на данную станцию). Кроме того, указывается путь, с которого отправляется (или прибывает) поезд.

 

В других странах поезда сгруппированы по направлениям. На узловых станциях направлений может быть полтора десятка, и вы можете потратить немало времени, прежде чем найдете нужное.

 

Расписания всегда делаются только для данной станции. Даже если в этом городе не один вокзал, сводных городских расписаний вы не найдете. Правда, иногда на отдельных листах в справочном зале вывешиваются расписания других городских вокзалов или ближайших узловых станций. Но рассчитывать на это не стоит, это скорее исключение, чем правило. Обычно расписание любой другой станции придется узнавать в справочном бюро.

 

Там же, в справочном бюро, вам помогут подобрать сложный маршрут с пересадками, или такой маршрут, который соответствует вашему билету. График этой вашей поездки вам тут же распечатают.

 

Помимо печатных расписаний, на крупных и средних станциях обычно есть табло отправления поездов. Там можно проверить номер пути и узнать, не опаздывает ли поезд. Кроме того, маленькие путевые табло обычно есть и на платформах.

 

Бесплатные расписания

 

Во многих странах на станциях можно получить бесплатное расписание поездов. Скорее всего, это будет расписание по данной станции. Там будут перечислены несколько десятков важнейших пунктов назначения, с указанием всех отправляющихся туда поездов, включая варианты с пересадками. Таким образом, получается книжечка в добрую сотню страниц.

 

В ряде стран можно разжиться и общенациональным расписанием, только кое-где за него надо заплатить несколько евро. Помимо этого, на вокзале наверняка найдутся бесплатные брошюры с описанием правил проезда, тарифов, предложений и тому подобным, а иногда - и карта данного города. Если все это не лежит в свободном доступе на стендах, поинтересуйтесь расписаниями и буклетами в справочном бюро - и в Западной Европе вы наверняка получите все необходимое. Правда, в большинстве случаев все это будет на местном языке, а изредка еще и на языках соседних стран или на английском.

 

Расписания в поезде

 

В отличие от России, никаких постоянно висящих расписаний в поезде нет, поскольку состав обычно не приписан к какому-то одному маршруту и за день может совершить несколько совершенно разных рейсов. Узнать расписание в поезде можно у кондуктора. В Германии, кроме того, в дневных поездах дальнего следования на сиденьях лежат подробные расписания данного рейса, с указанием возможных пересадок на каждой станции. А в некоторых поездах InterCityExpress установлены электронные справочные терминалы.

 

Система обозначений

 

Несмотря на все большую унификацию, принципы составления расписаний в разных странах все еще очень непохожи. Поэтому, привыкнув, скажем, к итальянской системе, потом испытываешь трудности с голландской.

 

Тем не менее, существует ряд обозначений, общих для всех стран. Например, кровать обозначает наличие в поезде спальных вагонов, кушетка - кушеточных вагонов, нож с вилкой - вагон-ресторан, чашка или рюмка - буфет.

 

Перекрещенные молоточки говорят о том, что поезд ходит только по рабочим дням, а крестик - по выходным. Буква R обозначает возможность резервирования места, а R в квадратике - что резервирование в данном поезде обязательно. Нарисованный автобус или корабль - что рейс выполняется автобусом или судном (обычно они принадлежат железнодорожной компании, и в них действительны железнодорожные билеты). Цифры же могут обозначать все, что угодно - класс вагонов, дни недели, и бог знает что еще.

 

Но даже самая продуманная и понятная система символов никогда не бывает достаточной. Тогда приходится прибегать к сноскам. Это настоящее бедствие для пассажира, незнакомого с местным языком, ибо информация в них обычно очень важная. Если вам непонятна сноска, попросите кого-нибудь вам ее перевести. Вы можете, например, узнать, что приглянувшийся вам поезд ходит только по субботним и праздничным дням, или в нем попросту нет сидячих мест, или же действуют особые тарифы.

 

Следует иметь в виду, что в нескольких странах расписания для будних и выходных дней раздельны, а кое-где есть еще отдельное расписание дополнительных поездов для летнего сезона.

 

Билетная система

 

Билетная система в большинстве европейских стран в корне отличается от российской. Для начала несколько определений:

 

Билет - проездной документ любого типа, дающий право на проезд в сидячем вагоне обычного поезда. Это может быть банальный одноразовый билет из пункта А в пункт Б, многоразовый билет по тому же маршруту, или проездной по региону, стране или нескольким странам. Словом, любой документ, по которому можно проехать по нужному маршруту. Билет дает только право на проезд, но не гарантирует место. Билет действителен на маршрут или регион, а не на конкретный поезд. По билету обычно можно проехать в любом поезде, идущем по данному маршруту, но в некоторых поездах устанавливаются доплаты.

 

Доплата - покупается в дополнение к билету в том случае, если используется поезд, в котором установлена доплата, либо в том случае, когда пассажир хочет получить спальное место. Может приобретаться и одновременно с билетом на едином бланке.

 

Резервирование - бронирование определенного места в определенном поезде за дополнительную плату. Обязательно в большинстве высокоскоростных и некоторых других поездах. В остальных случаях - по желанию пассажира. Резервирование в пригородных и региональных поездах невозможно.

 

В случае, когда в данном конкретном поезде обязательны и доплата, и резервирование места, этот платеж является единым. А при покупке доплаты за спальное место резервирование происходит автоматически и бесплатно.

 

(Приведенная система используется в большинстве стран Европы. Исключения составляют Финляндия, Испания, и некоторые страны Восточной Европы, где на каждый тип поезда существует своя цена проезда, и базового тарифа просто не существует. Соответственно, билет покупается на конкретный тип поезда и не может быть использован ни в каком другом типе поезда. В Великобритании цена билета зависит не от типа поезда, а от даты его покупки. Впрочем, если у вас национальный или международный проездной, то вышеприведенная система действует для вас в любой стране).

 

Итак, если вы собираетесь ехать на поезде, не требующем доплаты или обязательного резервирования (таких поездов большинство), вы просто покупаете билет, садитесь в любой подходящий поезд и занимаете любое свободное место. При этом надо иметь в виду, что выбранное вами место может быть зарезервировано другим пассажиром. В этом случае в большинстве стран над зарезервированным местом или на двери купе вешается специальная бумажка с указанием, от какой и до какой станции зарезервировано данное место. В Восточной Европе, Скандинавии и Греции такую бумажку могут и не вешать, и вам остается только надеяться, что никто не придет и не потребует ваше место.

 

Если же вы сами хотите зарезервировать место, то это необходимо сделать вовремя. Как правило, крайний срок - несколько часов до отправления поезда с начальной станции (даже если вы едете с промежуточной), но иногда приходится резервировать за целые сутки до отъезда. (В тех случаях, когда резервирование обязательно, это можно сделать прямо перед отправлением поезда с вашей станции - неважно, начинается ли его маршрут с этой станции или с какой-то другой). Стоит резервирование места 2-3 евро в Западной Европе, и меньше одного евро в Восточной.

 

В принципе, добровольное резервирование сидячего места оправдывает себя нечасто. Поезда в Европе редко забиты до отказа, и свободное место, как правило, можно найти и без всякого резервирования. Резервировать место стоит, пожалуй, в двух случаях. Во-первых, если вы предполагаете, что поезд будет заполнен. (Можно, кстати, поинтересоваться у сотрудников станции, много ли обычно народу в выбранном вами поезде). Во-вторых, если вы едете большой компанией с промежуточной станции, и хотите сидеть все вместе. И еще - даже если вы купили добровольное резервирование, никто не обязывает вас ехать именно на этом месте. Вы всегда можете перейти на другое место или вообще в другой вагон, если вам так удобнее.

 

Если у вас уже есть билет, но вы собрались ехать на поезде, в котором предусмотрена доплата, то ее следует купить заранее в кассе или в билетном автомате на станции. (В большинстве случаев можно и в поезде у кондуктора, но это будет дороже). Если же у вас еще нет билета, покупайте сразу билет и доплату. Скорее всего, все это будет на одном бланке. Величина доплаты варьируется в зависимости от страны и типа поезда от 1 до 20-30 евро. При этом большинство доплат невелико, и находится в пределах от 3 до 10 евро. Поезда с доплатой в принципе составляют в Европе явное меньшинство, но не некоторых линиях у вас просто не будет выбора.

 

В обычном поезде вы можете ехать, даже если все места заняты. Хотите - стойте в проходе или тамбуре, а хотите - можете сесть прямо на пол. Но если вы едете на поезде с обязательным резервированием места, то это означает, что в данном поезде резервирования продаются строго по числу мест. И могут быть раскуплены задолго до отправления поезда. И даже если у вас есть обычный билет на этот маршрут, ехать в таком поезде без резервирования вы не можете. Впрочем, кое-где это допускается, но, возможно, вам придется купить его у кондуктора. Стоить это будет несколько дороже, да и места может не достаться.

 

В принципе, покупка любого билета у кондуктора всегда обходится дороже, чем на станции (кроме случаев, когда касса на станции закрыта). Разница составляет в разных странах от пары десятков центов до 5 евро. Более того, многие железные дороги требуют, чтобы пассажир, по какой-то причине севший в поезд без билета, сам отправился в поезде искать кондуктора и заявил ему об этом. Если же кондуктор сам обнаружит такого пассажира при проверке билетов, то пассажиру придется еще и платить штраф, а он обычно составляет несколько десятков евро. В пригородные и некоторые региональные поезда садиться без билета нельзя вообще - при проверке штраф неизбежен.

Типы билетов

 

В отличие от России, где фактически существует только один тип билета - одноразовый из пункта А в пункт Б по фиксированной цене, железные дороги любой страны Европы имеют большой выбор самых разнообразных билетов. Попробуем их систематизировать. Сразу стоит оговориться, что билетные системы разных стран очень непохожи друг на друга и выделить можно только самые общие тенденции. Все нижесказанное относится к сидячим билетам второго класса, с которыми путешествует подавляющее большинство пассажиров. Первый класс на 30-50 процентов дороже.

 

Стандартный билет в одну сторону

 

Стандартный билет из пункта А в пункт Б - это самый дорогой тип билета. Стоимость его рассчитывается исходя из километража или из количества тарифных зон. В большинстве стран с увеличением расстояния цена билета растет все медленнее и медленнее. Тариф международного сообщения выше тарифа на такое же расстояние внутри страны.

 

Этот билет всегда можно сдать обратно в кассу. Покупать его стоит только в том случае, когда вы едете железной дорогой всего один или два раза, и не имеете права на скидку. Тарифы наиболее велики в странах Западной Европы и Скандинавии, средний уровень в Южной Европе, и совсем низкие цены в Восточной Европе. Примеры стандартных тарифов в одну сторону:

Маршрут       Время (часов)           Цена (евро)

Западная Европа и Скандинавия

Цюрих - Женева      3          51

Вена - Инсбрук        5          48

Дублин - Белфаст    2          32

Копенгаген - Оденсе           1.5       25

Хельсинки - Турку   2          18-25

Хельсинки - Оулу     6          53-59

Осло - Тронхейм      6.5       83

Париж - Ницца        5.5       91

Берлин - Мюнхен     6.5       101

Брюссель - Берн       8          154

Париж - Кельн         3          70

Париж - Брюссель   1.5       61

Лондон - Брюссель 3          176

Лондон - Манчестер           3          110

Лондон - Глазго       6          154

Южная Европа

Рим - Милан 6          26-36

Флоренция - Болонья          1          4-12

Мадрид - Лиссабон 9.5       46

Мадрид - Барселона           6.5       30-42

Лиссабон - Порту    3          14-19

Афины - Патры - Бари - Рим        30        77

Афины - Салоники 6-7       14-27

Восточная Европа

Прага - Брно 3          5-7

Будапешт - Дебрецен          3          7-8

Варшава - Щецин    5-6       11-17

Салоники - София  8          15

Прага - Варшава      9          30

Будапешт - Прага    7          31

Прага - Берлин        5.5       40-46

Братислава - Кошице          6          10-11

Бухарест -Афины    26        48

Бухарест - Тимишоара       8          6-18

Бухарест - Констанца         2.5       3-9

 

 

Детские билеты стоят, как правило, половину стандартного тарифа. Возраст, до достижения которого можно ездить по детским билетам, в разных странах неодинаков - от 12 до 16 лет. Бесплатно ездят дети до 4-5 лет, в Дании - до 10 лет, в Австрии - до 15.

 

Сроки действия билетов в разных странах отличаются. Билеты на короткое расстояние обычно нужно использовать в течение пары дней, а билеты на длинное могут быть действительны месяц и больше. В некоторых странах сроки действия билетов едины, независимо от расстояния. Многие билеты надо компостировать перед поездкой в специальных желтых или оранжевых ящиках-компостерах на платформах.

 

Скидочные билеты

 

В большинстве стран стоимость стандартных билетов можно снизить с помощью разнообразных скидок. Наиболее распространены молодежные (до 26 лет) и пенсионные (после 60) скидки, с ними можно сэкономить 20-35 процентов тарифа. Еще больше экономят школьники. Эти скидки применяются почти во всех странах. Да и в международном сообщении на них всегда можно рассчитывать.

 

Следующий вид скидок можно назвать маршрутными или экскурсионными. В ряде стран вы получите скидку в том случае, если едете туда и обратно. Обычно экономия составит 15-30 процентов. Кое-где можно выгадать и больше. Если вы намерены, скажем, пересечь всю Германию или Голландию и вернуться обратно в пункт отправления, то цена такой поездки будет и вовсе равняться стоимости билета в одну сторону. Например, поездка из Гамбурга в Мюнхен и обратно (7 часов в каждую сторону) может обойтись в 101-127 евро в том случае, если захвачен уик-энд. Могут быть выгодными круговые поездки, причем даже когда круг не завершен. Например, вояж Гамбург - Мюнхен - Берлин будет стоить ровно столько же.

 

Кроме того, большинство национальных железных дорог предлагают экскурсионные тарифы в другие страны, стоимость которых обычно колеблется между 100 и 200 евро. Например, экскурсионный тариф из Германии в Хорватию - 152 евро, во Францию - 203 евро. Экскурсионный тариф в конкретный город называется City Star-Ticket. Например, из Вены в Берлин - 142 евро, в Амстердам - 173 евро, в Рим - 195 евро, в Будапешт - 44 евро. Обычно при покупке экскурсионных тарифов надо сразу бронировать места в определенных поездах.

 

Групповые скидки существуют практически везде, причем в некоторых странах скидку получат даже два человека, путешествующих вместе. Часто эти скидки на попутчика обставляются различными условиями, вроде обязательного путешествия туда и обратно. Обычный вариант такой скидки - первый человек платит полную стоимость проезда, а попутчики половину. Примерно такие же, а то и более выгодные условия для семей с детьми.

 

Еще один тип скидок - временные. Железнодорожные администрации стараются стимулировать поездки вне пикового времени. На некоторых железных дорогах поездки с понедельника по четверг стоят дешевле, чем в уик-энд или в праздники. Экономия составляет порядка 30 процентов. А в Германии дешево можно ездить вечером - вояж на любое расстояние после 19 часов стоит 30-40 евро.

 

Покупка билета за несколько дней до поездки оправдана в Великобритании и на поездах Eurostar между Лондоном и континентом, где на этом можно сэкономить больше половины стоимости (а часто и три четверти). Значительно меньше скидки за предварительное бронирование во Франции. С июня 2002 года на такую же систему переходит Германия. Таким образом железные дороги стараются заранее расписать места в поездах и оптимизировать их использование.

 

Скидки порой могут суммироваться, однако далеко не всегда. Многие скидочные билеты принимаются к возврату, но проверьте это до покупки. Следует также иметь в виду, что количество скидочных мест может быть ограничено, и их могут разобрать за несколько дней или даже недель до даты путешествия.

 

Проездные билеты

 

Если вы намерены совершить на поезде хотя бы несколько дальних поездок, то вы, скорее всего, можете существенно сэкономить с помощью какого-либо из огромного множества проездных билетов. Проездные бывают местные, региональные, национальные, международные. Они могут действовать некоторое число дней подряд, а могут - несколько дней по вашему выбору в течение определенного срока. Некоторые проездные действуют во всех поездах, некоторые - только в определенных. Кроме того, бывают проездные на определенное число поездок в стране, в регионе или по определенному маршруту. Некоторые местные однодневные проездные действуют не в течение календарного дня, а 24 часа.

 

Многие местные проездные находятся в ведении местных систем городского и пригородного транспорта, и позволяют использовать не только железную дорогу, но и весь прочий транспорт. А в Швейцарии такая система действует и на национальном уровне.

 

Местные проездные стоят обычно в Западной Европе в зависимости от города 3-7 евро на один день, 7-20 евро на три дня, и так далее. Вариаций множество, практически в любом городе вы найдете недельные, месячные и другие проездные. Региональные проездные несколько дороже, и есть они далеко не везде.

 

Национальные проездные подразделяются на три группы в зависимости от того, кто имеет право на покупку данного билета - местные резиденты, жители других европейских стран или неевропейцы.

 

Дешевле всего билеты для жителей других стран Европы (в том числе и стран СНГ). Для них есть туристический билет EuroDomino, позволяющий путешествовать по стране в течение 3-8 дней в течение месяца, а также дающий скидку на проезд до этой страны. Например, трехдневный проездной по маленькой Голландии стоит 50 евро плюс 14 евро за каждый дополнительный день. А вот за три дня поездок по Германии надо заплатить 175 евро плюс 17 за каждый дополнительный день. Молодежная версия EuroDomino примерно на треть дешевле.

 

Жителям неевропейских стран (читай - богатым американцам) приходится покупать значительно более дорогие туристические проездные, которые называются German Rail Pass, Swiss Rail Pass и так далее. Наконец, местным резидентам светят еще более дорогие проездные, поскольку туристические им просто не продадут. Впрочем, иногда и туристам приходится покупать проездные для местных жителей, если они больше подходят по сроку действия. Также следует иметь в виду, что некоторые из туристических проездных продаются только за границей, купить их уже на месте нельзя.

 

Международные проездные также могут существовать в различных вариантах. Скажем, неевропейцам приходится покупать дорогие проездные Eurail и Europass, которые действуют в основном в Западной Европе. Европейцам повезло гораздо больше. Для них есть просто фантастический проездной InterRail, действующий целый месяц либо по всей Европе, либо в выбранных зонах. Полная его версия на всю Европу стоит 496 евро для взрослых и 351 для молодежи. А одну зону (обычно это 4 страны) можно купить за 282 евро для взрослых и за 198 для молодежи.

 

Проездные по нескольким странам продаются обычно без ограничений по месту жительства. К ним относятся проездной по Скандинавии Scanrail, проездной по Бенилюксу Benelux Tourrail Pass, балканский проездной Balkan Flexipass, восточноевропейский European East Pass, пиренейский Iberic Pass (последние три - только первого класса). Они несколько дешевле всеевропейских билетов, и иногда предусматривают больше преимуществ, вроде дополнительных скидок на паромы и автобусы.

 

Помимо основных международных проездных, существуют еще ряд более мелких. Например, билет Saar-Lor-Lux Ticket действует в Люксембурге и соседних с ним областях Германии и Франции. Другой билет, EgroTicket, работает в пограничных районах Германии и Чехии. С открытием моста через пролив Эресунн заработал единый проездной для шведского Мальме и датского Копенгагена и их окрестностей, и так далее. Фактически это региональные проездные, только действующие в нескольких странах.

 

Перед тем, как купить проездной, следует удостовериться, что его покупка оправданна, и не ошибиться в выборе проездного. Если проездной уже начал действовать, вернуть его обратно нельзя. Равным образом нельзя и получить компенсацию за неиспользованную часть проездного. Сдать проездной можно только до начала срока его действия, да и то не всегда. Купив проездной, внимательно изучите правила его использования. Некоторые проездные надо компостировать перед первой поездкой либо вписывать туда даты и маршруты поездок.

 

Покупка проездного имеет и другие немаловажные преимущества. Предположим, вам нужно совершить несколько поездок, и вы подсчитали, что проездной обойдется во столько же или чуть дороже, чем отдельные билеты. Но ведь с проездным вы можете сделать еще и несколько незапланированных бесплатных поездок. Приехав, допустим, в Амстердам, вы можете съездить на полдня в Роттердам или Утрехт. А приехав во Флоренцию - смотаться в Пизу или Венецию. В общем, с проездным вы вольная птица.

 

Кроме того, очень многие проездные дают дополнительные преимущества - скидки на автобусы, фуникулеры, корабли, частные железные дороги, бесплатный вход в железнодорожные музеи, и тому подобное. Не следует забывать и о том, что владелец проездного экономит немало времени - ему не нужно каждый раз идти в кассу за отдельным билетом и ждать в очередях. Он к тому же избавлен от мучительных гаданий о том, во сколько ему обойдется каждый следующий билет - практически все транспортные расходы оплачены авансом.

 

Если, допустим, ваш многодневный проездной начинает действовать в пятницу, то иногда воспользоваться им можно уже в четверг вечером. Проездной будет действителен, если вы после семи вечера сядете в ночной поезд, который прибудет на место утром.

 

Скидочные карты

 

Во многих странах весьма популярны скидочные карты постоянных клиентов. Они предназначены для тех, кто ездит поездом время от времени и по различным маршрутам. Карта покупается на месяц или на год, и в течение этого времени дает скидку на любой обычный билет внутреннего сообщения, а также на ряд проездных и специальных билетов. Размер скидки обычно составляет 50 процентов, иногда 25-35 процентов.

 

Например, в Бельгии месячная Carte de Reduction стоит 16 евро, а в Швейцарии Halbtax-Abo 60 евро. Годовой Halbtax-Abo стоит в Швейцарии 101 евро, VorteilsCard в Австрии - 93 евро, BahnCard в Германии - 132 евро. Существуют также более дешевые их разновидности для детей, молодежи, пенсионеров, а также семейные. Кроме того, такие карты обычно могут комбинироваться с другими предложениями.

 

Если же обладатель такой карты желает поехать за рубеж, то у него есть два пути. Первый - пользоваться скидкой только до границы своей страны. Второй - приобрести за символическую плату дополнение к скидочной карте, именуемое RailPlus. С билетом RailPlus он будет пользоваться скидкой около 25 процентов и в других странах.

 

Специальные предложения

 

Большинство железных дорог регулярно предлагают специальные тарифы. Например, экскурсионный билет в Мюнхен с посещением пивного фестиваля Октоберфест. Или билет в Париж с посещением Диснейленда. Вариантов множество - разнообразные выставки, спортивные турниры, карнавалы и тому подобное. Или же, скажем, билет в Швейцарию плюс пакет горнолыжных услуг. При этом цена этого тарифа будет такова, что вы сэкономите и на железнодорожном билете, и на входном билете на это мероприятие.

 

Еще одна разновидность - увязка железнодорожного билета с другим видом транспорта. Например, комбинированный билет на поезд и самолет, или на поезд и паром. Существуют и специальные билеты для дешевого проезда в аэропорт и обратно. Они продаются при наличии авиабилета.

Вокзалы

 

Как уже говорилось, поезд для жителей Европы - повседневный транспорт. Поэтому железнодорожный вокзал, в восприятии большинства европейцев, это та же трамвайная остановка, только большая.

 

Обычный европейский железнодорожный вокзал невелик. Как правило, в нем есть один центральный зал, который заканчивается туннелем к поездам или выходом на платформу. Где-нибудь посередине главного зала располагается стойка справочного бюро, а сбоку - кассы или небольшой кассовый зал. Тут же газетный киоск, пара лотков с сэндвичами и колой, автоматы с шоколадками, кофе и прочим. Где-нибудь в закутке - камеры хранения. В общем, ничего лишнего. Таковы вокзалы Дортмунда, Болоньи, Мальме, Кельна, Братиславы, и еще сотен средних и больших городов. На маленьких станциях вообще не будет ничего, кроме билетной кассы, да и та будет работать всего несколько часов в день.

 

Несколько другая картина в крупных мегаполисах и туристических центрах. Там вокзалы больше походят на привычные нам дворцы с большим набором самых разнообразных служб и сервисов. В таких вокзалах есть представительство городского туристического офиса, отделение банка, служба заказа гостиниц, обмен валют, несколько кафе, сувенирные киоски: Короче, все то, что бывает в крупном аэропорту. Кстати, многие современные вокзалы как раз и возводятся или реконструируются по образцу аэропортов.

 

В некоторых городах (Цюрих, Лейпциг, Утрехт, Гамбург, Люцерн, Потсдам и другие) идут по несколько иному пути и превращают вокзалы в многоуровневые торговые центры вроде московского "Охотного ряда". Надо сказать, что в ряде европейских стран магазины обязаны закрываться не позднее восьми вечера, за исключением тех, которые обслуживают пассажиров. Таким образом, вокзальное местоположение позволяет магазинам работать и позже разрешенного времени. А с середины субботы до утра понедельника вокзал - единственное место, где можно купить продукты. Ближе к полуночи на многих вокзалах уже можно разжиться завтрашней газетой. Кстати, свежий номер "Известий" раньше всего можно купить совсем не в Москве, а на немецких вокзалах.

 

Поскольку поезда в большинстве стран ходят часто, залы ожидания в Европе просто не предусмотрены. Максимум, на что можно рассчитывать в Западной Европе - несколько лавочек посреди главного зала или на платформах. В Восточной и Южной Европе залы ожидания на больших станциях встречаются, но и там они обычно невелики.

 

Более того, на ночь (примерно с часу до пяти утра) очень многие вокзалы закрываются. Если вокзал тупикового типа, ночью он будет закрыт наверняка. Если же поезда идут через вокзал и ночью, то все равно может быть закрыта по крайней мере какая-то его часть. Кассы ночью также могут не работать. Билет придется в таком случае покупать в автомате или прямо в поезде у кондуктора.

 

Пути и платформы

 

Платформы в Европе никто не считает, считаются только пути. Таким образом, не приходится мучительно соображать, что означает "седьмой путь третьей платформы". Зато нумерация самих путей бывает порой довольно запутанной.

 

В принципе, на большей части станций особых проблем нет, номера путей мирно идут, допустим, с первого по двенадцатый. Но такой порядок соблюдается далеко не везде. Например, в нумерации могут быть пропущены сразу несколько номеров. Еще один распространенный вариант - когда часть путей расположена не в общем порядке, а где-нибудь в закутке сбоку от вокзала. Причем обнаружить это обстоятельство вы можете тогда, когда у вас уже не останется времени туда добраться. Называться такие дополнительные пути могут как угодно - 11-А, 3-Север, 108 и прочее, а поход до них обычно занимает дополнительных две-три минуты. Какие-то пути могут вообще оказаться подземными. В общем, если станция вам незнакома, то полагайтесь не на логику, а на указатели.

 

Платформы разделены на секторы. Число секторов различается в разных странах - от двух до шести. Наиболее распространены варианты с делением на четыре и шесть секторов - A, B, C, D, E, F. Каждый поезд дальнего следования останавливается так, чтобы определенные вагоны попадали в определенные секторы. Например, вагоны первого класса - в секторы A и B, вагоны второго класса - в секторы C, D и E.

 

Порядок расположения вагонов в секторах для каждого поезда указан на специальной диаграмме, вывешиваемой либо на самой платформе, либо в здании вокзала. Вагоны там либо нарисованы, либо макетированы. Посмотрев на такую диаграмму, каждый пассажир может еще до прибытия поезда определить, где остановится его вагон. Или, если он не зарезервировал определенное место, он может узнать, где остановится группа подходящих ему вагонов, например, сидячих второго класса.

 

Такая же информация иногда появляется и на путевых табло, висящих обычно у входа на платформу. Но это бывает далеко не всегда. Обычно же там указывается, какой поезд и когда отправляется с данного пути, перечисляются основные пункты его маршрута. Там также может вывешиваться дополнительная информация - например, об обязательном резервировании мест или доплате в данном поезде, а также об опоздании.

 

Следует иметь в виду, что иногда от разных частей платформы могут отправляться два совершенно разных поезда. И если в расписании для вашего поезда указан путь 4А, не попадите на платформу 4В. Внешне это будет одна и та же платформа, но поезда с разных ее частей будут идти в противоположных направлениях.

 

Никаких киосков и вообще никакой торговли на платформах в Европе нет. Собственно, при остановках в две-три минуты это и бессмысленно. В наиболее развитых странах встречаются маленькие павильончики для ожидающих пассажиров, где можно укрыться от ветра. От дождя укрываться обычно не надо, поскольку платформы на средних и больших вокзалах, как правило, крытые. А многие из крупных вокзалов и вовсе укрыты одим или несколькими огромными куполами, под которыми находится большая часть платформ.

 

Сервис

 

Носильщики на европейских вокзалах - явление весьма и весьма редкое. В большинстве стран их попросту нет, как нет и багажных тележек. Правда, багажный сервис можно заказать, а лестницы часто снабжены транспортерами для багажа. Бывают и лифты к платформам.

 

Камеры хранения, напротив, есть практически на любой крупной и средней станции. Они бывают нескольких типов. В Восточной Европе встречаются привычные нам ячейки, на дверце которых нужно набирать код. Стоят они там дешево, пару десятков центов.

 

В немецкоязычных странах и Скандинавии обычно используются ячейки с ключом. Бросив монетку, можно закрыть дверцу на ключ и унести его с собой. Цена за сутки примерно один-два евро, в зависимости от величины ячейки.

 

В прочей Европе, когда вы бросаете монетки в автомат, он печатает квиток, на котором указан секретный код. Его надо ввести при открытии ячейки. Часто этот квиток прикрывается другим листочком, чтобы никто не увидел ваш код. Но иногда защитного листка нет, так что позаботьтесь о том, чтобы код не заметили посторонние. Цены кое-где доходят до трех евро, причем в итальянских туристических центрах это цена не за сутки, а всего за шесть или двенадцать часов. Там же, в туристических центрах, вы можете столкнуться и с очередью в камеру хранения.

 

Доступ к камерам хранения обычно свободный, но вот во Франции и Испании используются контрольные ворота для просвечивания багажа на безопасность, как в аэропорту. Все бы ничего, но из-за этого камеры работают ограниченное время. В промежутке с одиннадцати вечера до восьми утра к камерам вы не попадете. И если у вас поезд в это время, то вам придется либо утром ждать открытия камер, либо вечером приезжать на вокзал раньше, забирать вещи, и сидеть потом с ними на вокзале.

 

Ручные камеры хранения тоже есть, но не на всех вокзалах. Цена за единицу багажа не превышает стоимости самой большой ячейки.

 

Туалеты на вокзалах обычно платные, и стоят один-два евро. Бывает и меньше. Впрочем, разумной политикой является зайти в туалет в вагоне перед прибытием на станцию. На многих крупных станциях есть также душ, который стоит в несколько раз дороже.

 

Главные вокзалы

 

Практически в каждом более-менее крупном городе есть несколько железнодорожных станций. Но, как правило, основной вокзал всего один. В стандартном случае он именуется "главным" или "центральным". В немецкоязычных странах - Hauptbahnhof (Hbf.), в Нидерландах - Centraal, в Швеции - С, в Дании - H, в Италии - Centrale, в Норвегии - S, в Чехии и Словакии - Hlavni, и так далее. Иногда, впрочем, у главных вокзалов есть собственные имена - Рим Термини, Барселона Сантс, Флоренция Санта Мария Новелла, и так далее.

 

Прочие городские вокзалы используются в основном пригородными и региональными поездами. Впрочем, иногда на них останавливаются и поезда дальнего следования - для удобства пассажиров, которым нужно в данный район города. А, скажем, в Гамбурге практически любой поезд последовательно останавливается сразу на четырех вокзалах.

 

Кроме того, если главный городской вокзал является тупиковым и закрывается на ночь, то проходящие ночные поезда останавливаются на других городских вокзалах. Такова ситуация, например, в Мюнхене, Милане, Риме, Франкфурте.

 

Во многих европейских столицах, однако, главных вокзалов несколько. В Мадриде и Праге их два, в Берлине, Будапеште и Вене - три, в Париже - шесть, в Лондоне - девять! Бывают два главных вокзала и в нестоличных городах. Причины этому самые разные - например, так сложилось исторически, или же город пересекает большая река, и он разделен на несколько частей.

 

В случае с несколькими главными вокзалами каждый из них обычно отвечает за определенные направления или определенные поезда. Так что можно приехать на один вокзал, а уехать совсем с другого. Но это не жесткое правило. Скажем, в Берлине почти все поезда проходят минимум через два вокзала, а часто и через все три.

Посадка в поезд

 

Часто это не такое простое дело, как может показаться. Если вы не резервировали место, то посадка определяет, в каких условиях вы проведете всю поездку. Особенно это касается ночных переездов.

 

Но сначала простой случай. Допустим, что место вы зарезервировали, и вам нужно только попасть на поезд и найти свой вагон. Из расписания вы узнаете, на каком пути остановится ваш состав. А перед тем, как идти на платформу, взгляните еще и на станционное табло, чтобы узнать, не произошло ли каких изменений. Объявления по вокзалу о прибытии-отправлении поездов во многих странах не делаются - просто потому, что на больших вокзалах поезда прибывают и отправляются так часто, что диктору пришлось бы тараторить без умолку. Вместо этого делаются локальные объявления на платформах.

 

Поезд стоит обычно всего пару минут, поэтому важно заранее знать, где остановится ваш вагон. Диспозиция вагонов по секторам платформы изображена на диаграммах, вывешенных на стендах посреди платформы или в здании вокзала. Номера вагонов часто могут идти вразнобой, да и вообще система довольно запутана. В Европе не так часто используется привычная нам нумерации от 1-го до 15-го или 18-го вагона. Нумерация может быть, например, от 21-го до 38-го вагона, или от 198-го до 205-го. В общем, числа могут быть любые. Понятий "нумерация с головы" или "нумерация с хвоста" в Европе нет. Номер и маршрут вагона всегда указываются на входной двери.

 

Кстати, имейте в виду, что название одного и того же города на разных языках может звучать и писаться совершенно по-разному. Будьте готовы к тому, что Париж может быть написан как "Parigi", Рим - как "Roma", Венеция - как "Venedig", Флоренция - как "Firenze", Турин - как "Torino", Антверпен - как "Anvers", Льеж - как "Luttlich", а Аахен - как "Aix-la-Chapelle"!

 

Выйдя на платформу, обратите внимание на путевое табло. Там должен быть указан ваш поезд. Ожидая его прибытия, прислушивайтесь к объявлениям по станции. Бывает, хотя и редко, что путь меняется, или поезд заменяется другим. Вполне возможно, что вы уловите это, даже не зная местного языка. Кроме того, обращайте внимание на поведение других пассажиров. Если многие из них вдруг ринулись на другой путь, это повод обратиться к персоналу станции за разъяснениями. Может помочь и путевое табло, там обычно вывешиваются сведения об опоздании поезда.

 

Если же вы не резервировали место, то ваша задача при посадке - обеспечить себе максимально комфортные условия в пути. То есть попасть в вагон, где пассажиров меньше всего.

 

Для этого надо опять-таки обратиться к диаграмме, и посмотреть, на каком участке платформы останавливаются сидячие вагоны второго класса. На этом отрезке платформы выберите место, максимально удаленное от выхода на платформу. (Пассажиры в большинстве своем понятия не имеют о том, где останавливаются их вагоны, и потому скапливаются недалеко от выхода на платформу или в ее центре).

 

Занять эту позицию следует непременно до того, как поезд прибудет к перрону. Если поезд проходящий, то посмотрите в расписании прибытия, когда он прибывает. Если же маршрут поезда начинается с этой станции, то состав может быть подан на посадку задолго до отправления. Посмотрите в расписаниях, когда с этого пути отправляется предыдущий поезд, и прибавьте пять минут. Начиная с этого времени, ваш состав уже может стоять у платформы. В случае, если вы едете ночью или на очень загруженной линии, приходить стоит хотя бы за полчаса до отправления.

 

Кстати, посмотрите предварительно в расписании, есть ли еще поезда в вашем направлении. В таком случае, если выбранный вами поезд окажется слишком забит пассажирами, вы можете подождать следующего. По возможности выбирайте поезд, следующий не в туристический центр, и не по одному из традиционных маршрутов туристов. Например, поезд в Брюссель всегда предпочтительней поезда в Амстердам, а поезд в Марсель лучше поезда в Ниццу. Если вы едете по проездному, вы даже можете немного изменить свой маршрут, чтобы ехать в лучших условиях.

 

Еще один прием в том же духе можно применить в случае, когда поезд проходит через несколько станций в том городе, где вы в него садитесь. В этом случае садитесь на первой же станции, ибо ко второй лучшие места уже могут быть заняты. Это обычно актуально в Берлине, Брюсселе, Мадриде, Гамбурге и некоторых других городах. Бывает, что поезд начинает маршрут из аэропорта - можно сесть и там.

 

Войдя в вагон, выбирайте свободное купе или купе, где меньше всего пассажиров. Лучше всего ближе к середине вагона. Обязательно обращайте внимание на табличку у двери в купе. Туда вставляются бумажки, указывающие о том, что места в этом купе зарезервированы. Если таких бумажек нет, все хорошо. Если есть, посмотрите, пересекается ли ваш маршрут с маршрутом пассажиров, который зарезервировали тут место. Например, если вы едете из Вены в Лейпциг, а резервирование сделано из Лейпцига до Берлина, вы друг другу не помешаете. Иногда встречаются купе, изначально зарезервированные для инвалидов или матерей с детьми, но на занятие такого купе кондукторы могут и посмотреть сквозь пальцы.

 

Если вы видите, что в вагоне зарезервированы все или почти все места, не сдавайтесь раньше времени. Вполне возможно, вам и не придется стоять всю ночь в коридоре. Пройдите в соседние вагоны и посмотрите на ситуацию там. Часто бывает, что компьютерная система резервирования мест заполняет подряд все места в одном-двух вагонах, а остальные вагоны остаются для пассажиров, которые не резервировали себе конкретное место. Может случиться и так, что именно в этот вагон забронировала места большая туристическая группа или школьная экскурсия, а соседние вагоны полупустые.

 

Заняв купе, постарайтесь предотвратить вторжение в него других пассажиров. Ибо более-менее комфортно выспаться в сидячем купе могут только два человека (если займут по три сиденья каждый), а в некоторых типах вагонов - три человека (если сдвинут противоположные сиденья). Дверь в сидячих вагонах стеклянная, поэтому задерните занавески. (Кстати, еще один критерий выбора купе - наличие в нем занавесок). Погасите свет, чтобы проходящие по коридору думали, что купе забито до отказа и все спят. Люди обычно стесняются будить спящих, поэтому к вам ворвутся только в крайнем случае, после того как убедятся, что другого варианта нет.

 

Обычно несколько купе в вагоне отводится для курильщиков. Они часто оказываются более свободными, чем купе для некурящих. В этом случае бывает удобней занять курительное купе. А если кто-то в нем и вправду курит, время от времени открывать окно. Окна в принципе открываются во всех поездах, за исключением высокоскоростных. В большинстве случаев из окна можно и выглядывать.

 

На случай, если вам все же придется спать сидя, захватите специальную надувную подушку для сидячего отдыха. Эта подушка надевается на шею, и позволяет склонить на нее голову. Для ночных путешествий - незаменимая вещь. А если вам удалось улечься, используйте ее же как простую подушку.

В пути

 

В поезде

 

В пути следования вы будете иметь дело с кондуктором. В дневном поезде он обычно всего один на весь состав, так что может пройти немало времени, прежде чем он доберется до вас и проверит ваш билет. Некоторые пассажиры пользуются этим, чтобы проехать небольшое расстояние бесплатно. Кроме того, в некоторых странах Западной Европы кондуктор, обнаруживший безбилетного пассажира в поезде дальнего следования, не может его оштрафовать, а может только либо продать ему билет, либо высадить из поезда на ближайшей станции.

 

Бывают, правда, случаи, когда кондуктора надо опасаться. Иногда в Южной и Восточной Европе некоторые кондукторы могут начать придираться к билету. Они будут убеждать плохо знакомого с местными правилами иностранца, что в билете что-то не так, и что надо доплатить или уплатить штраф. Если вы уверены, что с вашим билетом все в порядке, постарайтесь ему это доказать. Если ничего не вышло, обязательно потребуйте официальный билет или чек с точным указанием суммы платежа, а по прибытии на место обратитесь за разъяснениями в справочное бюро. Если же кондуктор отказывается выдать вам чек или билет, не платите ничего.

 

В то же время, если вы обратитесь к кондуктору с какой-нибудь своей проблемой, он всегда постарается ее решить. И получит при этом удовольствие от того, что имеет возможность применить свою власть на благо кому-то.

 

Если у вас дальняя поездка, едой стоит запастись заранее. Разумеется, большинство поездов дальнего следования имеют в своем составе вагон-ресторан или буфет в одном из вагонов. На худой конец, по вагонам будут катать тележку на колесиках с напитками и легкими закусками. Цены, однако, кусаются в любом из этих вариантов. Так что самый экономная политика - купить что-нибудь в супермаркете или закусочной еще до отъезда. Имейте в виду, что вокзальные супермаркеты и кафе обычно дороже тех, что в городе, зато работают всегда или почти всегда. Водой и прочими напитками также надо запасаться до поездки - питьевой воды в поездах нет.

 

Если в сидячем вагоне вам досталось место у прохода, то, столика для обеда у вас может и не быть. В дневных поездах, правда, столик обычно приделан к креслу впереди вас, как в самолете. Но вот в ночном столика, скорее всего, не будет. В лучшем случае - маленький выдвижной столик, спрятанный в подлокотнике кресла, на котором с трудом поместятся чашка и бутерброд. Да и столик у окна обычно не поражает размерами.

 

Если вам хочется прогуляться по салону, постарайтесь не уходить далеко от своего места, чтобы, во-первых, его не заняли, а во-вторых, не тревожиться о безопасности вещей. Если вы все же решили отлучиться, чтобы, например, пройти в головной вагон и понаблюдать за дорогой через стеклянную дверь кабины машиниста, соблюдайте меры предосторожности.

 

Оставьте на сиденье какой-нибудь не очень ценный предмет, чтобы все видели, что место занято. Можно попросить соседей присмотреть за вашими вещами. Если же вагон почти пуст, то в странах вроде Италии, Греции или Франции, а также в Восточной Европе отлучаться нежелательно - похитителям может хватить и пары минут. Старайтесь не покидать своего места во время остановок. В любом случае всегда носите при себе паспорт, деньги и билеты.

 

Если вы оставляете свои вещи на багажной полке возле тамбура, старайтесь сесть так, чтобы не терять их из виду. Но лучший вариант - забросить весь свой багаж на специальные стеллажи прямо над вашим местом.

 

Туалеты расположены в большинстве случаев в обоих концах вагона. Может быть и один туалет, если, например, второй конец вагона занят отделением для велосипедов. В пригородных и региональных поездах один туалет может быть на два-три вагона. На станциях туалеты никто не запирает, но пользоваться ими не разрешается.

 

Выход из поезда

 

В большинстве стран о прибытии поезда на каждую станцию сообщает машинист по поездной трансляции. Однако в ночных поездах обычно сообщается о прибытии только на конечную станцию. На промежуточных поездное радио молчит, чтобы не потревожить еще спящих пассажиров. В этом случае (или если объявления вообще не делаются), надо вовремя узнать о приближении станции назначения. Когда поезд уже прибудет, собираться будет некогда, ведь стоянка, скорее всего, ограничится парой минут.

 

Во-первых, всегда стоит знать время прибытия поезда на вашу станцию. Если у вас есть резервирование места, то на нем будет указано время прибытия. Если нет, посмотрите расписание на станции отправления - там будет указано время прибытия на наиболее крупные станции, или обратитесь в справочное бюро.

 

Если вы забыли или не успели это сделать, поинтересуйтесь временем прибытия у кондуктора - расписание у него есть всегда. Бывает изредка, что за время поездки кондуктор так и не появляется. Тогда вам придется расспрашивать других пассажиров, слушать объявления и смотреть во все глаза.

 

Сами станции в Западной Европе распознаются легко. Еще на подъезде к ней будет стоять большой освещенный щит, где белым по синему будет написано название станции. Такой же щит будет стоять и в начале перрона, и еще несколько будут рассредоточены по всей платформе через каждые несколько десятков метров. Но вот на Балканах, в Греции или на Пиренеях такой роскоши может и не быть, и определить небольшую станцию бывает затруднительно. Ночью ситуация усугубляется тем, что станции в этих странах плохо освещены. Если вам предстоит выходить на такой станции, по возможности выберите головной вагон, чтобы успеть прочитать табличку на здании станции.

 

Другая проблема может поджидать пассажиров в ряде стран Западной Европы. В большинстве городов есть несколько станций. Там сложилась практика обязательного написания названия города в наименованиях всех этих станций. Таким образом, например, в Гамбурге поезда дальнего следования останавливаются на вокзалах Гамбург-Харбург, Гамбург-Главный, Гамбург-Даммтор и Гамбург-Альтона. Задача, таким образом, заключается в том, чтобы случайно не выйти на каком-нибудь вокзале в отдаленном предместье, купившись на название нужного вам города в наименовании станции. Обычно выходить нужно на главном вокзале, обозначаемом в немецкоязычных странах "Hbf.", а во многих других именующемся "Centrale", "Centraal" или еще как-то в том же духе.

 

Бывает, однако, что поезд проезжает через два равнозначных вокзала - в Берлине, Будапеште, Мадриде и некоторых других городах. Тогда выбор вокзала зависит от того, в какую часть города вам нужно. Если город вам незнаком и у вас нет путеводителя, посоветуйтесь с кондуктором или другими пассажирами.

 

Иногда при прибытии поезда на станцию по поездному радио сообщается о возможных пересадках на этой станции. Бывает, что эту информацию дублируют и на платформах. Машинист или кондуктор также сообщают об опоздании поезда и о других изменениях.

 

Никогда не выбрасывайте билет, пока вы не покинули вокзал станции назначения. Бывает, что в поезде вас так и не попросят предъявить билет, но зато потребуют его при выходе.

 

 

Информация с сайта : http://rw.travel.ru